Форвардные контракты в строительстве

Форвардные контракты – от хеджирования ценовых рисков к гарантиям выполнения обязательств, раскрытия информации и защиты прав покупателей

 

Дмитрий Леонов, Председатель совета УАИБ

Позитивно в книге то, что мы видим модели-комбинации разных самостоятельных механизмов, которые могли бы примениться просто сами по себе, комбинации между ними для улучшения стабилизации системы в целом, стабилизации строительства, защиты прав не только конечного потребителя, а защиты прав всех участников, потому что у всех есть свои права и они должны соблюдаться. Вот эта «комбинаторность» описанных в книге схем и является, безусловно, «креативом». Это очень важно, и это характеризует личность автора.

Форум на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент преодоления экономического кризиса в строительстве и девелопменте»
03.11.2009 15:46
Н.Доценко-Белоус29 октября 2009 года в Торгово-промышленной палате Украины при поддержке Ассоциации "Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий" прошел Всеукраинский форум на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент преодоления экономического кризиса в строительстве и девелопменте».

Юридическую фирму «Василь Кисиль и Партнеры» на Форуме представляла Наталия Доценко-Белоус, старший юрист практики строительства и недвижимости.

Участниками Форума стали представители государственных органов власти, профессиональные ассоциации и общественные организации, строительные компании, девелоперы коммерческой и жилой недвижимости, производители строительных материалов, финансовые консультанты и юридические фирмы.

Темы, предложенные для обсуждения на форуме, касались наиболее актуальных вопросов относительно дальнейшей судьбы рынка недвижимости в Украине и государственно-частного партнерства в строительных проектах. В частности, представители министерств и государственных служб рассматривали ГЧП как один из новых организационных и финансовых механизмов преодоления кризиса в строительной области и реализации инфраструктурных проектов в регионах. Представители городских и областных администраций освещали региональные и муниципальные проекты государственно-частного партнерства. Представители бизнеса говорили о проблемах привлечения инвестиций, девелопменте при объединении усилий государственных и муниципальных органов и бизнеса, приводили мировой опыт сотрудничества государственного и частного сектора. Отдельно уделили внимание строительству жилья в условиях кризиса, мероприятиям по возвращению доверия частного инвестора в этот сектор.

В своем выступлении Наталия Доценко-Белоус провела тщательный правовой анализ следствий принятия Закона Украины «Об основах государственно-частного партнерства» (далее Закон), который был принят Верховной Радой 26 июня 2009 года. Наталия очертила ряд спорных вопросов, которые уже обнаруживают себя в практике со времени принятия этого Закона. Среди них, в частности:

  • Неопределенность цели участия частного партнера в отношениях ГЧП, поскольку ни получение прибыли, ни приобретение прав собственности на государственное имущество, ни получение дополнительных инвестиционных возможностей не являются возможными при такой форме сотрудничества. Также Закон не содержит положений о гарантиях и вообще о порядке возмещения вложенных средств частным партнером;
  • ГЧП не является видом инвестиционной деятельности, которая не прибавляет энтузиазма частному бизнесу для заключения такого вида партнерства;
  • Невозможность использования других финансовых инструментов, институтов, кроме договоров, которая значительно ограничивает круг возможностей для обеих сторон;
  • Аренда государственного имущества сроком более чем на 5 лет во многом соответствует признакам ГЧП и обуславливает подчас необоснованное применение этого вида партнерства. Хотя при более детальном рассмотрении нормативной базы видим, что вообще аренда государственного имущества как альтернатива ГЧП для частного партнера, не претерпела изменений;
  • Отсутствуют требования к статусу государственного партнера, в отличие от очень жестких требований к партнеру частному;
  • Весьма сложная процедура проведения конкурса, что не является привлекательным фактором для представителей бизнеса.

Н.Доценко-БелоусСреди возможностей, которые действительно открывает перед инвестором ГЧП, есть внеаукционное получение прав на земельный участок, распределение рисков между государством и частным партнером.

«Столь очевидное отсутствие коммерческого смысла участия частого партнера в ГЧП проектах приводит к поиску альтернативного варианта, модели сотрудничества с государством, которое бы имело нечто общее с ведением предпринимательской деятельности. Альтернативой могут стать аренда государственного имущества, инвестиционная деятельность с государственным предприятием, создание объединений предприятий с участием в качестве ассоциированного участника частного субъекта. Выражаю собственное опасение, что закон в принятой редакции работать не будет и не даст ожидаемого результата. Если у Закона нет цели, то его применение лишено смысла. Соответственно он является искусственно внедренным для...» - подчеркнула госпожа Доценко-Белоус.

Рекомендации по усовершенствованию работы в сфере государственно-частного партнерства, разработанные на форуме, готовятся к представлению в Кабинет Министров Украины и Верховную Раду для внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, которая регулирует общую деятельность государства и частного бизнеса.

Активное участие в пресс-конференции принял Станислав Дубко, генеральный директор рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» по вопросам внедрения рейтингования концессионеров. Станислав обратил внимание присутствующих на достигнутые договоренности с Государственной службой автомобильных дорог Украины относительно пилотного внедрения рейтингования концессионеров при реализации проекта строительства Большой Кольцевой дороги вокруг Киева. Проект будет реализован при участии ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры».

Инновационные технологии в сфере ГЧП предложил генеральный директор финансовой группы «Про-Консалтинг» Дмитрий Олейник. Его доклад освещал возможности использования потенциала ИСИ при реализации инфраструктурных проектов на условиях ГЧП.